Методическая тема деятельности муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» поселка Кальи:
«Методическое обеспечение
инновационного развития учебного занятия».
Методическая тема деятельности МО учителей русского языка и литературы:
«Использование деятельностных форм обучения в урочной деятельности».
Цель:
Создание оптимальных условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и развитие мотивации учебной деятельности учащихся через систему урочной учебной деятельности посредством использования деятельностных форм обучения.
Цель достигается решением задач методической работы:
· Знакомство педагогов с принципами интенсификации образовательного процесса;
· стимулирование творчества учителя русского языка и литературы;
· повышение эффективности учебного занятия;
· повышение результативности работы по самообразованию;
и задач по совершенствованию образовательного процесса:
· повышение мотивации познавательной деятельности учащихся путем использования интерактивных методов, компьютерных технологий обучения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе;
· повышение качества знаний учащихся по русскому языку и литературе через развитие творческого и научного потенциала учащихся;
· формирование активной жизненной позиции учащихся.
Основные направления:
· Аналитическая деятельность.
· Информационная деятельность.
· Организационно-методическая деятельность.
· Консультационная деятельность.
Заседания ШМО учителей русского языка и литературы в 2016-2017 учебном году
Заседание МО № 1 (сентябрь, 2016г)
Присутствовали: Артемьева А.В., Никитина Г.М., Ясафова В.А., Целищева Н.В., Катке М.А., Игашева О.Г., Ощепкова Т.В.
Повестка
Тема: Нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы, истории и обществознания в общеобразовательном учреждении в 2016-2017 уч. году.
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.
Вопросы для расмотрения:
1. Нормативное правовое обеспечение преподавания русского языка и литературы, истории и обществознания : концепции, стандарты, учебные программы по русскому языку и русской литературе, программы факультативных занятий.
2. Учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы, истории и обществознания в текущем учебном году.
3. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература».
4.Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку и литературе.
5. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка и литературы в 2016/2017 уч.году».
6. Определение основных целей и задач методического объединения на текущий год.
7. Повышение квалификации учителей русского языка и литературы.
8. Организация работы педагогов по темам самообразования.
9. Организация повторения учебного материала в начале учебного года.
10. О проведении школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений.
11. О проведении школьного этапа олимпиады по русскому языку и литературе в 5-11 классах.
Заседание МО № 2 (ноябрь, 2016 г)
Присутствовали: Артемьева А.В., Никитина Г.М., Ясафова В.А., Целищева Н.В., Катке М.А., Игашева О.Г., Ощепкова Т.В.
Повестка
Тема: Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях обновленного языкового и литературного образования.
Форма проведения: методический диалог.
Вопросы для рассмотрения:
1. Актуализация профессионально-методического умения обучения учащихся русскому языку и литературе.
2. Дифференциация и индивидуализация как средства развития познавательной деятельности учащихся.
3. Моделирование современного урока русского языка по ФГОС и его анализ.
4. Моделирование современного урока по русской литературе по ФГОС и его анализ
5. Мастер-класс педагогов, преподающих в 5-6 классах по ФГОС(у).(Артемьева АВ, Ясафова ВА)
6. О проведении муниципального этапа олимпиады по русскому языку и литературе в 2016-2017 уч году.
7. О подготовке к проведению школьного этапа научно-практической конференции учащихся в 2016-2017г.
8. Анализ результатов контрольных итоговых работ по русскому языку в 1 четверти 2016-2017уч.г. в 5-9 классах.
Заседание №3 (декабрь, 2016г)
Присутствовали: Артемьева А.В., Никитина Г.М., Ясафова В.А., Целищева Н.В., Ощепкова Т.В.
Повестка
Открытое заседание ШМО для учителей русского языка и литературы города Североуральска и поселков с представлением опыта работы педагогов ШМО по проектной деятельности. Прилагается презентация и фильм о проектной деятельности педагогов и учащихся. Ответственные - все члены ШМО учителей русского языка и литературы.
Заседание ШМО №4 (январь, 2017г)
1. Анализ результатов контрольных полугодовых работ по русскому языку в 5-9 классах, по результатам 2 полутриместра в 10-11 классах.
Присутствовали: Артемьева А.В., Никитина Г.М., Ясафова В.А., Целищева Н.В., Ощепкова Т.В.
Повестка
Отчет учителей о результатах занятий с учащимися по подготовке к ЕГЭ и ГИА.
О прохождении программы за 3 четверть.
Отчеты учителей по темам самообразования.
Заседание ШМО №5 (март, 2017г)
Тема: Специфика подготовки учеников к выпускным экзаменам с использованием деятельностных форм обучения. Поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности.
Форма проведения: педагогический микрофон.
Вопросы для рассмотрения:
1. Государственная итоговая аттестация выпускников средней школы по русскому языку. Изменения в КИМ ЕГЭ-11 2017 г.
2. Единый государственный экзамен по русскому языку. Особенности подготовки учащихся к экзамену в технологии ЕГЭ.
3. Особенности изучения художественных произведений в старших классах с целью аргументации в части С. Формирование ценностных представлений учащихся на уроках русской литературы.
4. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы и во внеурочное время
Организация работы
учителей ШМО русского языка и литературы
по самообразованию
в 2016-2017учебном году
№ п/п |
Ф.И.О. учителя |
Тема по самообразованию |
Практическое воплощение |
Где представляется опыт учителя по теме |
|
Артемьева А.В. |
Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы |
Сообщение в методическую неделю, декабрь, 2016 |
Заседание ШМО учителей русского языка и лите |
|
Никитина Г.М. |
Возможности интеграции литературы с другими видами искусств на уроках и во внеурочное время
Выступление(заочное) по теме:
«Целенаправленное формирование читательской компетенции как метапредметного образовательного результата»
(г.Качканар, 31 марта 2017г) |
обобщение опыта на научной конференции для школьников в Санкт-Петербурге, апрель, 2017г |
Секция для преподавателей русского языка и литературы в рамках НПК «Открой
в себе ученого» |
|
Целищева Н.В. |
Развитие критического мышления через интеграцию технологий |
творческий отчет на заседании учителей русского языка,
ноябрь 2017г |
Открытое заседание ШМО для учителей города Североуральска и поселков |
|
Ощепкова Т.В. |
Целенаправленное формирование читательской компетенции как метапредметного образовательного результата(заочное участие с докладом ;г.Качканар, 31 марта 2017г) |
|
Ясафова В.А. |
Повышение уровня мотивации учащихся на уроках русского языка и литературы через различные способы деятельности |
Сообщение
в рамках методической недели, декабрь, 2016г |
заседание ШМО |
Информационно-методическое письмо «О преподавании русского языка и литературы в образовательных организациях в 2016-2017 учебном году»
Основные функции методической работы учителя
Основные мероприятия ШМО по месяцам 2016-2017 годов
Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов обучающихся
Методическое письмо "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей"
Контроль знаний учащихся по русскому языкуСтандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку, 2004г. (ФК ГОС)
Приказ "О внесении изменений в федеральный компонент"
Рекомендации по классификации ошибок при проверке экзаменационных работ по русскому языку
Методические рекомендации по классификации ошибок (с сайта ФИПИ)
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Положение о школьной предметной декаде
Приказ "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации"
Методический анализ урока с позиции здоровьебережения (по материалам Н.К. Смирнова, заведующего кафедрой психилого-педогогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования) Артемьева А.В.
Эффективность учебных занятий Артемьева А.В.
Методика оценки педагогической поддержки на уроке Артемьевой А.В.
Методический анализ урока с позиции здоровьебережения Ясафова В.А.
Методика оценки педагогической поддержки на уроке Ясафовой В.А.
Методика оценки создания «ситуации успеха» на уроке Ясафовой В.А.
Эффективность учебных занятий Ясафова В.А.
План подготовки к ОГЭ,ЕГЭ
№ п/п |
Мероприятие |
Срок |
Ответственный |
1 |
Состояние календарно - тематического планирования часов подготовки к ЕГЭ |
август |
Ощепкова Т.В. |
2 |
Утверждение плана ШМО |
август |
Ощепкова Т.В. |
3 |
Нулевое тестирование по русскому языку |
сентябрь |
Ощепкова Т.В.,
Артемьева А.В. |
4 |
Анализ итогов нулевого тестирования по русскому языку на ШМО |
октябрь |
Ощепкова Т.В.,
Артемьева А.В. |
5 |
Анализ итогов городского тестирования по русскому языку на ШМО |
декабрь |
Новицкая ЛН,
руководитель ГМО |
6 |
Пробное тестирование по русскому языку |
февраль |
Ощепкова Т.В.,
Артемьева А.В. |
7 |
Анализ итогов тестирования на ШМО |
Апрель |
Ощепкова Т.В.,
Артемьева А.В. |
8 |
ЕГЭ по русскому языку |
Июнь |
Ощепкова Т.В., |
9 |
Анализ итогов ОГЭ,ЕГЭ на ШМО |
Август |
Ощепкова Т.В.,
Артемьева А.В. |
10 |
Работа с родителями. Знакомство с условиями проведения ОГЭ,ЕГЭ |
В течение года |
Ощепкова Т.В.,
Артемьева А.В. |
Декада русского языка и литературы, март 2017 года
Факультативные курсы, спецкурсы по русскому языку, проводимые педагогами ШМО в 2016-2017 году
№ п/п |
Ф.И.О. учителя |
Предмет |
Класс |
часы |
Название курса
(спецкурс, факультатив,
элективный курс) |
1 |
Артемьева А.В. |
Русский язык |
9А,В |
1 |
Факультатив по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ»
|
2 |
Целищева Н.В. |
Русский
язык |
10 |
1 |
Спецкурс по русскому языку
«Обобщение: орфография, синтаксис, пунктуация»
|
3 |
Ощепкова ТВ |
Русский.
язык |
11кл |
2 |
Факультатив «Практическая стилистика» |
4 |
Ощепкова Т.В. |
Русский язык |
11кл |
1 |
Спецкурскурс «Практическая стилистика» |
5 |
Целищева Н.В. |
Русский язык |
10 |
2 |
Факультатив «Лингвистический анализ языковых явлений » |
6 |
Никитина ГМ |
Русский
язык |
7кл |
1 |
Факультативный курс «Секреты русской орфографии»
|
Результативность
методической работы
учителей МО русского языка и литературы
за период сентябрь-апрель 2016-2017 учебного года
Участие педагогов в апробации учебников, программ, участие в работе экспериментальных площадок |
Работа по учебному комплексу «Русский язык. 5, 6, 7 класс» в 2 частях. М., «Просвещение», 2012 г. авторов : Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына(выступали на заседании ГМО учителей русского языка и литературы: Ясафова В.А., Артемьева А.В., Никитина Г.М.) |
Участие педагогов в педагогических
Форумах |
Межокружной уровень:
Межокружной педагогический форум «Воспитание и социализация: опыт, технологии, перспективы»,
г Качканар, 30 марта 2017г
Никитина ГМ, Ощепкова ТВ
«Целенаправленное формирование читательской компетенции как метапредметного образовательного результата». |
Открытые уроки и мастер-классы |
Школьный уровень
1. Открытый урок в рамках школьного дня открытых дверей по проблеме адаптации 5 классов «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка» (Ясафова ВА, Артемьева АВ)
2. Открытые уроки в рамках школьной метдической недели по формированию УУД на уроках русского языка и литературы для учителей школы (Ясафова ВА, Артемьева АВ)
Муниципальный уровень
1.Заседание(открытое) ГМО учителей русского языка и литературы с представлением опыта работы по проектной деятельности педагогов и учащихся(декабрь, 2016г). |
Выступления на педагогических советах, методических семинарах |
22.04.2016г.
Выступление на педсовете:
«Программа педагогического сопровождения по русскому языку при переходе на ФГОС ООО в 5-6 классах. Работа с мониторингом УУД по русскому языку».
Выступали: Целищева Н.В., Ощепкова Т.В., Никитина Г.М., Артемьева А.В. |
Наличие печатных работ, статей в журналах, газетах, сборниках и т.д. |
Сборник печатных работ:
Межокружной педагогический форум «Воспитание и социализация: опыт, технологии, перспективы», г Качканар, 30 марта 2017г Сборник методических статей. Выпуск 4.г Качканар, 2016 (Никитина ГМ. Ощепкова ТВ, статья) |