Какой мы видим методическую работу в школе

О  методической работе в  нашей школе: какой мы ее видим

 

Из года в год повышаются требования к качеству подготовки выпускников основной и средних общеобразовательных школ. А это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования учителем своих профессиональных качеств как предметника, как мудрого воспитателя и как детского психолога.

И без методической помощи в данной ситуации никак нельзя обойтись ни опытному педагогу, ни начинающему молодому выпускнику ВУЗа или колледжа. Поэтому грамотный, методически подкованный педагог, болеющий душой за качество образования, развития и воспитания своих учеников – необходимое условие управления качеством знаний в школе. А это невозможно без оптимально организованной методической работы в школе. Для того, чтобы методическая работа в школе была направлена на повышение профессионального уровня учителя, его компетенции в вопросах педагогики, психологии, возрастной физиологии, она должна вестись логически обоснованно, чтобы формы соответствовали содержанию, а содержание вытекало из проблем, решаемых школой. Таким образом, необходима логически выстроенная система методической работы.

 

Возникает проблема: «С чего начать создание системы методической работы в условиях своей школы?».

 

Теория методической работы в школе

 

Начнём с выяснения сущности методической работы в школе и обратимся для этого сначала к учебникам и пособиям по школьной педагогике. Однако, определение понятия «методическая работа в школе» в них, в основном, отсутствует. Чаще всего авторы различных учебных пособий сводят методическую работу к работе методических объединений, что не соответствует назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды, в которой оказалась современная школа.

В литературе по школоведению, теории и методике управления учебно- воспитательным процессом в школе проблемы отражаются более широко. Но и здесь не всегда ясны многие вопросы. Одни авторы сужают понятие методической работы до повышения квалификации учителей по частнометодическим, предметным вопросам. Другие рассматривают вопрос значительно шире, понимая под методической работой любые виды деятельности по повышению квалификации педагогов в пределах школы. Второй подход к понятию методической работы в школе наиболее полно отвечает назначению методической работы и требованиям к её постановке в условиях новой образовательной среды.

Многосторонний подход к понятию методической работы приведено в Положении о методической работе с педагогическими кадрами учреждений народного образования: «Методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их… научно - теоретического, общекультурного уровня, психолого – педагогической подготовки и профессионального мастерства…».

Из всего этого можно сделать следующее: методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно – воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя – ведь на практике обучение и воспитание взаимопроникновенны (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счёте, на совершенствование учебно – воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников. Более конкретно, на наш взгляд, отражена суть методической работы в следующем определении «Методическая работа – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения учебно – воспитательного процесса».

Исходя из этого прямой, непосредственной целью методической работы в школе является рост уровня педагогического мастерства учителя и в целом педагогического коллектива. Поэтому

 

Задачи методической работы в школе следующие:

 

- оказание помощи учителям в реализации принципов и методических приёмов образования и воспитания;

- включение учителей в творческий педагогический поиск;

- организация, изучение и обобщения передового педагогического опыта ; пропаганда лучших достижений;

- реализация аттестационно – диагностической задачи;

- повышение квалификации педагогических кадров.

Методическая подготовка в школе не может сравниться с курсовой переподготовкой учителей, которая способна обеспечить высокую интенсивность обучения, фундаментальность и системность учебной информации. В то же время нужно отметить, что методическая работа в школе имеет много преимуществ.

Во–первых, методическая работа в школе носит относительно непрерывный, повседневный характер.

Во–вторых позволяет теснейшим образом связывать содержание и характер методической работы с проблемами, ходом и результатами реального учебно– воспитательного процесса.

В–третьих, методическая работа в школе имеет возможность глубоко , в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных учителей и классных руководителей, выявлять недостатки и затруднения в их деятельности , а также ростки передового опыта, что позволяет сделать рост педагогов более управляемым процессом.

В–четвёртых, методическая работа в школе проходит в конкретном, развивающемся педагогическом коллективе, сплочённость которого создаёт особенно благоприятные условия для постановки методической работы.

В–пятых, непосредственная связь методической работы в школе с конкретными учениками помогает сократить расстояние между обучением учителей работе по – новому и её результатами.

В–шестых, методическая работа в школе предоставляет каждому учителю реальную возможность участия в планировании, разработке и проведении конкретных мероприятий, направленных на повышение методической культуры учителя.

 

Содержание методической работы в школе

 

Вполне правомерно рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно–воспитательным процессом. Она является особым и очень важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров. Именно поэтому содержание методической работы в современной школе должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех школ, так и конкретных для данной школы:

1) государственно – правительственные документы, постановления и приказы республиканского министерства образования и управления образования города;

2) программа развития школы;

3) результаты психолого–педагогических исследований, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в школе;

4) информация о передовом, инновационном опыте работы;

5) данные диагностики и прогнозирования состояния УВП;

6) использование передового педагогического опыта;

7) творческий подход к выбору содержания и планирования методической работы.

Выделяют несколько основных направлений содержания методической работы в школе:

- методологическая подготовка;

- частнометодическая подготовка;

- дидактическая подготовка;

- воспитательная подготовка;

- этическая подготовка;

- общекультурная подготовка;

- техническая подготовка.

 

Формы организации методической работы

 

Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

Семинары и практикумы:

- взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

- обеспечить обстановку творчества неформального общения;

- организовать дискуссию, диспут;

- коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

- приобщение к научно-исследовательской работе.

Научно-практическая конференция и педагогические чтения:

- это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

- необходима предварительная работа с авторами докладов и выступлений;

- используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ;

- очень краткое выступление;

- сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.

3. Читательские и зрительские конференции:

- обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

- на зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;

- иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.

4. Школа передового опыта группы наставников:

- знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и другими методическими документами;

- приглашение наставника на свои уроки;

- совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5. Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования:

- обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

- совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

- иметь программу выращивания творческого учителя.

6. Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

7. Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

8. Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах – 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель – желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.

Неформальные группы учителей – это может быть микрогруппа, которая стремится:

- освоить концепцию, теорию, методику, идею;

- каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;

- излагает своим коллегам – они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;

- реализация изучаемой идеи в своей практике;

- потом эта идея осваивается и группа распадается.

Мозговая атака. Цель – овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

9. Открытые уроки и внеурочные мероприятия (обязательно и показ нового):

- учитель рассказывает о проекте урока;

- знакомит с творческой лабораторией;

- проводит открытый урок;

- самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

- задаются уточняющие вопросы;

- высказывания присутствующих.

10. Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

11. Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов.

 

Результаты методической работы имеют свои критерии:

 

1) критерий результативности (образования, развития и воспитания школьников);

2) критерий рациональных затрат времени, экономичности - его наличие стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;

3) критерий роста удовлетворённости учителей своим трудом.

Поэтому об оптимальности построения методической системы можно говорить только тогда, когда она будет удовлетворять всем трём указанным критериям. А для этого ещё нужно много работать над её совершенствованием в условиях своей школы и чем больше погружаешься в дело, тем больше появляется актуальных проблем, требующих решения - это как цепная реакция. Ведь всем известно, что

Учитель живёт, пока учится.